Какая связь между акцией Бэнкси и семейным киднеппингом в России?
Пока художник — инкогнито Бэнкси устраивает акции в Лондоне, все больше людей в России узнают о новом понятии «семейный киднеппинг».
К слову сказать, при подготовке книги «Громче, чем тишина», в издательстве шли нешуточные споры по поводу присутствия семантической единицы «киднеппинг» на обложке. Выяснилось, что не все россияне знакомы с этим термином. (Какие счастливые люди!)
Однако, издатель ИД «Питер» пошел на риск (за что лично я ему очень признательна), заявив книгу «Громче, чем тишина» как «Первую в России книгу о семейном киднеппинге».
(А то что же получается, киднеппинг в стране есть, а слова — нет!).
Однако, суть явления «семейный киднеппинг» все-таки требует разъяснений.
Вопреки расхожему убеждению, в случаях « семейного киднеппинга» не обязательно (хотя часто) происходит географическое отчуждение ребёнка одним родителем от другого.
Ведь не меньшую угрозу представляет психологическое отчуждение — когда значимый родитель (мать или отец) вытесняется в сознании ребёнка родителем — захватчиком.
Тогда, по сути, наделённый властью над ребёнком, присваивает себе полномочия единолично распоряжаться суверенитетом ребёнка в своих целях, совершая при этом психологический киднеппинг, насилие, захват, похищение.
Нарушив границы ребёнка единожды, лишив его на права общения/ связи со вторым родителем, киднеппер часто не останавливается, продолжая внушать ребёнку ненависть ко второму родителю, подрывая таким образом основы его существования, способствуя расщеплению личности ребёнка и снижению жизненного потенциала и чувства собственной ценности.
Теперь оглядитесь вокруг. Как часто вам встречаются те, кто никогда не видел своего отца? Кто даже слышать не хочет про свою мать?
Те, кто имеет детей знают, насколько восприимчивы дети к нашим родительским эмоциям — если они рядом С НАМИ. Так вот, некоторые злоупотребляют этим доверием ребенка, ПРИСОЕДИНЯЯ ребенка к собственным убеждениям и чувствам. Если ребенок ( подчеркиваю, не взрослый, способный иметь собственное мнение, а ребенок!) почему-то НЕНАВИДИТ своего родителя (особенно, если тот не рядом, а где-то там..) — то это скорее всего НЕ ненависть САМОГО РЕБЕНКА, а навязанное ЕМУ чувство. Здесь должен встать вопрос об окружении ребенка и психологическом воздействии на ребенка со стороны того, с кем он проживает.
Возникает множество вопросов.
Например, почему Россия желает оставаться в каменном веке, легитимизируя семейный киднеппинг? Неужели общество настолько психологически нездорово и «стокгольмский синдром» превратился в патологию, что стало некому защищать детей от опасного окружения и психологического насилия в семье?
И наконец. Что мы, взрослые, можем сделать, когда подобные вещи происходят рядом с нами? Если мы видим, что чей-то ребенок неадекватно реагирует на приход в школу его родного папы или мамы (если те не лишены родительского права, однако, отстранены от воспитания и второй родитель настроил ребенка против них), то что нам тут можно сделать?
Государство — это светофор на перекрестке. Но как быть в ситуации, когда госудаственные институты самоустраняются от регулирования семейных конфликтов и семейного киднеппинга (хотя в курсе, что светофор на перекрестке не работает!)?. Ведь прямое назначение этих самых государственных институтов как раз в том, чтобы вступать и регулировать конфликт в случае недоговороспособности одной из сторон!
Наблюдая 8 лет за «развитием» «семейной политики» и «гражданского общества», участвуя в десятке конференций, круглых столов, перепередач на эти темы, я могу уверено констатировать, что в данный момент хаосом на перекрестке рулят «алпатовы», а Россия, подписавшая Конвенцию о правах ребенка, явно не желает соблюдать его основные принципы, отказывая ребенку в самостоятельной целостности, неприкосновенности и праве на общение с мамой и папой.
Пока я задумывалась над вопросом, каким визуальным образом можно передать суть явления «семейный киднеппинг», в Англии произошло вот это. Картина, на которой изображена девочка с шариком в виде сердца, была самоуничтожена, а именно — порезана на кусочки.
Лично для меня эта девочка с шариком в виде сердца олицетворяет детство. Порезанная на кусочки, она иллюстрирует то, как ломается целостность ребенка, как сложно во взрослой жизни ему будет вернуть себе способность любить и доверять. Восстановить картину по кусочкам можно, но останется ли ниточка, ведущая к сердцу?.
«Раз, два, продано», — написал художник Бэнкси, опубликовав в инстаграме фотографию с аукциона. «Раз, два, продано», — решают чиновники жизни наших детей.
Вот такой пост-тероризм.
Веста Спиваковская,
автор первой в России книги о семейном киднеппинге и отчуждении родителя (PAS) «Громче, чем тишина»,
колумнистка «Сноб», общественный деятель
Фото : Sotheby’s