ВЛИЯНИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЯ НА ДЕТЕЙ

Отчуждение родителя включает в себя «программирование» ребенка одним из родителей, чтобы очернить другого, «целевого» родителя, в попытке подорвать и вмешаться в отношения ребенка с этим родителем, и является признаком неспособности родителя отойти от личного конфликта и сосредоточиться на потребностях ребенка. Такое очернение (оклеветание) родителя приводит к эмоциональному отвержению ребенком целевого родителя и потере способного и любящего родителя из жизни ребенка.

Как сообщают взрослые дети развода, отчуждение родителя равносильно крайне жестокому обращению, такому как пренебрежение, терроризирование, изоляцию, развращение или эксплуатацию (Baker, 2010).

Для ребенка отчуждение родителей — серьезное психическое состояние, основанное на ложном убеждении, что отчужденный родитель недостоин общения или опасен.

Серьезнейшие последствия отчуждения родителя для детей очень широко распространены и хорошо задокументированы: это и низкая самооценка, и ненависть к себе, и отсутствие доверия, и депрессия, и злоупотребление психоактивными веществами и другие формы зависимости. Дети теряют способность дарить и принимать любовь от родителя.

Ненависть к себе особенно беспокоит затронутых детей, поскольку дети усваивают ненависть, направленную на отчужденного родителя, верят в то, что отчужденный родитель не любил или не хотел их, и при этом испытывают сильную вину, связанную с ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ отчужденного (целевого) родителя.

Их депрессия коренится в чувстве отсутствия любви от одного из родителей и в разлуке с этим родителем, в условиях, когда им отказывают в возможности оплакивать потерю родителя или даже говорить о нем.

Отчужденные дети обычно имеют конфликтные или формальные отношения с отчуждающим родителем и подвергаются высокому риску отчуждения от своих собственных детей: Бейкер сообщает, что более половины респондентов в ее исследовании взрослых детей, которые испытали отчуждение в детстве, были отчуждены и от их собственных детей.

Каждый ребенок имеет основное право и потребность в беззаботных и любящих отношениях с обоими родителями. Отказ в этом праве одним из родителей без достаточных оснований (таких как жестокое обращение или пренебрежение) сам по себе является формой жестокого обращения с детьми. Отчуждающее поведение родителя сильнейшим образом нарушает психику ребенка.

Дети, которые подверглись принудительному разлучению с одним из родителей из-за отчуждения родителя, очень подвержены посттравматическому стрессу (ПТСР), и усилия по воссоединению в этих случаях должны осуществляться осторожно и деликатно.
Исследования показали, что многие отчужденные дети могут быстро изменить поведение от отказа или стойкого сопротивления отвергнутому родителю к способности проявлять и получать любовь от этого родителя, с последующим столь же быстрым возвращением в отчужденное состояние, когда они снова оказываются во власти отчуждающего родителя.

Кажется, что отчужденные дети тайно желают, чтобы кто-то назвал их поведение блефом, заставляя их воссоединиться с родителем, которого, как они утверждают, ненавидят.
Хотя заявленные пожелания детей относительно контактов с родителями в условиях оспариваемой опеки следует учитывать, они не должны иметь решающего значения, особенно в предполагаемых случаях отчуждения.

Ненависть — это не эмоция, которая естественна для подавляющего большинства детей; этому нужно учить. Родитель, который учит ребенка ненавидеть или бояться другого родителя, представляет серьезную и постоянную опасность для психического и эмоционального здоровья этого ребенка. Отчужденные дети страдают не меньше, чем другие дети-жертвы конфликтов, такие как дети-солдаты и похищенные дети, которые отождествляют себя со своими мучителями, чтобы избежать боли и поддерживать с ними отношения, какими бы жестокими они ни были.

Доктор Эдвард Крук,
доцент факультета социальной работы в Университете Британской Колумбии (Канада), специализирующийся на детской и семейной политике.
Будучи семейным социальным работником в Канаде и Великобритании, он работал в области социального обеспечения, защиты детей, занимался школьной социальной работой, социальной работой в больницах и семейными консультациями. В настоящее время он преподает и практикует в области семейной медиации и наркомании. Он автор многих книг, в том числе «Равные родительские права: социальная справедливость после развода».
Является президентом Международного совета по вопросам совместного воспитания.

* Baker, A. (2010). “Adult recall of parental alienation in a community sample: Prevalence and associations with psychological maltreatment.” Journal of Divorce and Remarriage, 51, 16-35.