Синдром родительского отчуждения — термин, который был введен Ричардом Гарднером в 1980-х годах. Синдром родительского отчуждения — это группа симптомов, наблюдаемых у детей после развода родителей, которых отчуждают или которые опасаются одного из родителей.
Доказательство PAS фокусируется на симптомах ребенка. Когда у ребенка наблюдается cимптомы PAS, предполагается, что родитель, с которым ребенок чувствует связь и в безопасности, в сущности является родителем, который злоупотребяет ребенком и совершает насилие над ребенком. Точно так же предполагается, что родитель, к которому ребенок в ситуации PAS чувствует отчуждение, является «хорошим» родителем.
Есть много проблем с PAS. Ирония в том, что симптомы ПАС очень тесно связаны с симптомами ПТСР. Симптомы ПТСР вызваны травмирующими переживаниями, часто в том случае, когда ПТСР вызван жестоким обращением с детьми. Согласно Википедии, «сам Гарднер подчеркнул, что PAS применяется только в тех случаях, когда фактического злоупотребления или пренебрежения не было, но к 1998 году отмечается, что повышение осведомленности о PAS привело к увеличению его неправильного применения в качестве оправдательного юридического маневра».
Судите сами. Если ребенок подвергся жестокому обращению со стороны одного из родителей, какие симптомы у этого ребенка проявятся к жестокому родителю? Будет ли пострадавший ребенок чувствовать себя отчужденным по отношению к своему обидчику?
Здесь у меня есть параллельное сравнение симптомов ПТСР (посттравматического стрессового расстройства, чаще всего вызванного травмой или абъюзом) и симптомов PAS (синдром родительского отчуждения). Прочтите эти симптомы. Можете ли вы понять, почему Ричард Гарднер сказал, что PAS не применяется в случаях злоупотреблений и насилия?
Посмотрите, сможете ли вы понять, почему Гарднер был обеспокоен тем, что PAS «неправильно применяется».
Симптомы ПТСР (по данным клиники МАЙО)
Сильные эмоциональные переживания или физические реакции на то, что напоминает о травмирующем событии.
Негативные чувства по отношению к себе или другим людям. Неспособность испытывать положительные эмоции.
Проблемы с памятью, в том числе не запоминание важных аспектов травмирующего события.
Периодические, нежелательные, печальные воспоминания о травмирующем событии. Оживление травмирующего события, как если бы оно происходило снова (воспоминания и флешбеки). Расстраивают сны о травмирующем событии.
Раздражительность, вспышки гнева или агрессивное поведение. Всегда на страже, ожидая опасности. Проблемы с концентрацией. Быстро поддается испугу.
Избегает мест, занятий или людей, которые напоминают о травмирующем событии. Чувствует себя эмоционально онемевшим. Трудность поддержания близких отношений с людьми.
Симптомы ПАС (по данным Р. Гарднера )
Избегает вопросов о родителе.
Несправедливо ненавидит родителя.Рассматривает родителя как особенно плохого; не видит ничего хорошего в рассматриваемом родителе.
Неспособность отличить ложь от правды по отношению к отчужденному родителю.
Оскорбляет родителя придуманными историями и ложью.
Использует ненормативную лексику, чтобы высмеять родителя публично.
Клевещет, уничжительно или унижительно отзывается о родителе.
Показывает чрезвычайное сопротивление видеть отчуждаемого родителя или поддерживать контакт с ним.
Итак, симптомы ПТСР могут выглядеть как симптомы ПАС. В наших судах PAS очень часто «неправильно применяют» в отношении случаев злоупотреблений родителями своими правами.
Можете ли вы вообразить судебное дело, которое обернется тем, что у заботливого и добросовестного родителя обнаружат симптомы жестокого обращения с ребенком и заберут опеку над ним, передав полную опеку над пострадавшим ребенком его обидчику? Я могу. Потому что это то, что происходит снова и снова в судебной системе, когда симптомы PAS Гарднера «неправильно применяются».
Конечно, ребенок, который подвергся жестокому обращению со стороны одного из родителей, будет испытывать опасения и отчуждение по отношению к обидчику. Конечно, ребенок будет всячески избегать и ненавидеть своего обидчика. Конечно, ребенок, который подвергается насилию, будет сопротивляться тому, чтобы быть рядом со своим обидчиком. Если этот ребенок смелый и имеет хорошую поддержку, он расскажет об обидчике ужасные истории. Но на самом деле, сообщить о насилии и обидчике так сложно для ребенка, что он, скорее всего, скажет взрослому только, если он будет чувствовать себя в полной безопасности рядом с ним. Симптомы ПТСР наверняка будут присутствовать в случаях жестокого обращения с детьми.
Печальная правда в том, что отчуждение от родителей реально и происходит. Чаще всего родительское отчуждение — это манипуляция, используемая родителем-насильником, чтобы вынудить поддерживающего родителя к подчинению или попытаться оттолкнуть ребенка от системы его поддержки, которая могла бы помочь ребенку выйти из ситуации насилия.
В то время как PAS фокусируется исключительно на симптомах у ребенка, родительское отчуждение сосредоточено на фактических и доказанных действиях родителя-алиенатора.
Синдром может использоваться для манипуляции в суде и искажения ПТСР для того, чтобы абюзер-алиенатор мог опекать своих детей-жертв. Отчуждение родителей на самом деле является коварным действием, которое обидчик предпринимает против заботливого \ отчуждаемого родителя, чтобы манипулировать и контролировать его. Синдром переворачивает правду с ног на голову и обвиняет «хорошего» поддерживающего родителя в том, что он вызвал симптомы ПТСР, по факту вызванные родителем-алиенатором.
К сожалению, однако, PAS до сих пор не включен в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации (DSM-IV).
Веста Спиваковская. snob.ru