Как идентифицировать родителя-индуктора

Доктор Ричард Гарднер в Ванкуверской лекции 1998 г. указал, что диагностика у ребенка синдрома отвержения родителя (PAS) предполагает наблюдение у него следующих симптомов:

1. Ребенок абсолютно обесценивает одного из родителей, отвергает его, высказывает ругательства в его адрес, своим поведением демонстрирует полное неповиновение, неуважение и нелюбовь к нему.

2. Ребенок приводит «доказательства» своему гневу и враждебности к родителю, имеющие неубедительный, несерьезный, зачастую абсурдный характер. Наделяет негативным смыслом все действия и высказывания родителя.

3. Ребенок абсолютно убежден в истинности своих слов и действий по отношению к отчуждаемому родителю. Он переполнен чувством ненависти к нему и демонстрирует преданность и любовь по отношению к родителю, с которым проживает.

4. Ребенок убежден, что негативную точку зрения относительно одного из родителей он сформировал самостоятельно, независимо от воздействия родителя, с которым проживает.

5. Ребенок чувствует потребность защищать во что бы то ни стало родителя, который является инициатором отчуждения.

6. Ребенок не испытывает чувства вины за жестокость по отношению к отвергаемому родителю, не проявляет к нему сопереживания.

7. Ребенок непроизвольно цитирует родителя, инициатора отчуждения, произносит фразы из лексикона этого родителя, значения которых не понимает, ярко и правдоподобно изображает ситуации, участником которых он не мог быть, часто совершенно абсурдные, т.е фантазирует и лжет.

8. Враждебное отношение распространяется на всех родственников отчуждаемого родителя, даже его животных, его дом, его увлечения и все то, что с ним связано.

Однако для исследования семейного конфликта важным является не только идентификация ребенка как жертвы синдрома PAS, но и идентификация родителя-индуктора, поведение которого и является причиной психических нарушений, наблюдаемых у ребенка и, чаще всего, тяжелого семейного конфликта. Очень интересные и глубокие выводы по поводу идентификации родителя-индуктора на основании своей клинической и юридической практики сделал доктор Ричард Гарднер в своей Ванкуверской лекции 1998 г., на чем и хотелось бы остановиться подробнее.

1. Отказ индуктора от сотрудничества со специалистом (психологом, психиатром), который имеет целью разобраться в семейном конфликте: «Обычно в ситуации PAS индуктор, не сотрудничает, рассержен, что суд назначил стороннего специалиста, сопротивляется до последнего, в то время как жертва дождаться не может, когда попасть в кабинет к специалисту, назначенному судом или эксперту, который встретится со всеми».

2. Индуктор всегда использует умышленную ложь для очернения репутации родителя-жертвы: «.Индуктор – часто лжец, и вы встретите обман, сознательную, намеренную ложь». «Давай пошутим над папой, говорит мама семилетке, пойдем в полицейский участок, скажешь, что папа играл с твоим пенисом. Будет смешная шутка. Это реальная история, уничтожила жизнь мужчины. Приехала группа захвата, и ему конец. Это сознательный и намеренный обман». «Если провести массовое статистическое исследование, 85-90% индоктринаторов PAS лжецы и психопатичны». «В конкретной семье кто лжец? И тот, кто лжец – более вероятен как индуктор PAS»

3. Наличие постоянного психологического давления (программирования) на ребенка со стороны индуктора: «Это постоянный процесс, потому что дети забывают свои роли, и им нужно напоминать, поскольку многого просто не было. Так что на общих сессиях вы видите косые взгляды, и ребенок опирается на программатора, чтобы история не противоречила». Поэтому лучшим способом получения объективной и правдивой информации о взаимоотношениях внутри семьи доктор Гарднер считал совместный опрос обоих родителей и детей, что никогда не используется в психологических экспертизах детско-родительских отношений на территории бывшего СССР: «..при правильной оценке должны быть совместные интервью. Большинство моих интервью совместные. Это лучший, самый эффективный способ получения информации». Об этом необычном методе проведения совместного опроса (интервью) детей и родителей рассказывал и известный канадский адвокат по семейным спорам о детях Кери Линде, много лет работавший совместно в судебных процессах с доктором Гарднером: «У него необычный метод интервью, которого никто в Канаде не делал. В Канаде, когда психолог готовит отчет для суда, он беседует отдельно с отцом, отдельно с матерью, посещает мать с детьми, отца с детьми, выслушивает обвинения и жалобы, если дети достаточно большие, то также разговаривает с ними. У Гарднера на каждой встрече все были вместе, т.е. когда он беседовал с матерью, отец присутствовал, дети нет. Когда мать утверждала что-то, то потом он давал отцу возможность ответить, и это хорошо работало. Это проявляло, высвечивало факты, родители могли ответить на обвинения. Если мать сказала, — «мой восьмилетний сын вернулся от отца и сказал, что тот пнул его», Гарднер спрашивал мать: «Вы верите в это?», спрашивал отца: «Вы пинали его?» Отец отрицал, Гарднер спрашивал мать: «Вы верите отцу?» И наоборот. Другими словами, помогал им понять реальность того, что происходило. У меня есть дело прямо сейчас, очень печальное. Там двенадцатилетний ребенок, после шести лет жизни через неделю у обоих родителей, вдруг начал обвинять отца перед матерью, и повторил это докторам и психиатрам, и психиатр верит ребенку. Я уверен, что у ребенка психическое заболевание, он не здоров, но никто это не рассматривает, доктора отказываются рассмотреть то, что называется «дифференциальным диагнозом». Вот этим Гарднер занимался». 

4. Еще любопытный критерий, установленный практикой доктора Гарднера — максимально возможная психологическая защита от выявления воздействия индуктора на ребенка и скрытность, чего индуктор требует и от ребенка: «Гиперзащита и маневры по исключению влияния со стороны индуктора. Длинная история гиперзащиты и маневров по исключению».

5. Обесценивание роли родителя-жертвы в воспитании ребенка со стороны родителя-индуктора и желание его полной ликвидации: «Родитель-индуктор в среднем, и точно в тяжелом случае желал бы, чтобы отчужденный родитель (жертва) выплатил деньги и испарился с лица земли. Совершил бы самоубийство, был кремирован, прах высыпан в реку. Но выплаты пусть останутся. Вот чего хочет индуктор».

6. Отсутствие у родителя–индуктора совести, любви, милосердия, миролюбия, кротости, смирения т.е. с точки зрения христианской антропологии всех ДУХОВНЫХ качеств человеческой личности: «Психопатическое поведение. Эксплуатация без чувства вины, без симпатии, без эмпатии». «В конкретной семье – кто психопат? Кто психопатичен?» Я считаю, это крайне важным замечанием доктора Гарднера, ведь речь идет о том, что родитель-индуктор не был ранее таким «нечеловеком». Это еще один симптом, характерный для индуктора:

7. «В случае PAS с ним (родителем-жертвой) было все нормально вплоть до дня, когда дети узнали о разъезде, тогда он вдруг стал ужасным отцом, отцом, ненавидеть которого у детей есть все причины. Так что возвращаемся назад и смотрим – когда начались жалобы? Если они начались вскоре после начала процесса, это свидетельствует скорее о PAS». Т.е. речь идет о неожиданном и диаметральном изменении отношения к супругу и родителя-индуктора.

8. Равнодушие к собственной семье у родителя-индуктора. «Сравните беспокойство за физическое существование семьи. Жертва PAS обычно труженик, дает деньги и беспокоится о поддержке семьи. Контраст – индуктор обычно имеет другие приоритеты, выпивка, азартные игры, гульба, не волнуется за семью особо. Отношение – забота о себе, противоположное жертвенному, как у классической жертвы PAS».

9. Наличие внешних проявлений ненависти и злобы у родителя-индуктора по отношении к окружающим, не разделяющим его мнения и его ценностей: «В целом враждебная личность. Жертва PAS обычно не враждебна, не бьет, мебель не ломает, не вступает быстро в драки с людьми, не враждует физически на работе, не имеет арестов за подобное». «Паранойя. Паранойя бывает в тяжелых случаях PAS. Они очень злые люди, избивают людей, если что против них – избивают в семье». Т.е. речь идет еще и об авторитарном поведении родителя-индуктора, не терпящим возражений и противоречий со стороны окружающих.