Как это бывает?

PAS (parental alienation syndrome) или сидром отчуждения родителя – совокупность симптомов, типичных для поведения ребенка в ситуации тяжелого семейного конфликта, когда ребенок искусственно отчуждается от родителя, проживающего отдельно, через «программирование» ненависти, избегания, нежелания поддерживать связь, осуществляемое родителем, проживающим с ребенком.

PAS – это крайне негативное, глубоко травмирующее явление, причем не только для ребенка, но и для отчуждаемого родителя. Вот почему создание предпосылок для PAS расценивается специалистами как разновидность насилия – от психологического до фактического (похищение, изоляция), и в таких ситуациях мы говорим о насильственном отчуждении ребенка от родителя.

Как это бывает?

— Родители конфликтно разводятся или расстаются, и тот родитель, с которым остается жить ребенок, начинает «программировать» ребенка на неадекватное отношение ко второму, проживающему отдельно родителю. В таких ситуациях для ребенка создается «новая семейная история», «мифология», в которой отчуждаемый родитель — однозначно плохой, опасный, достоин ненависти и недостоин любви или понимания, злонамеренно причинил семье ущерб и бросил и так далее.

— Крайняя форма насильственного отчуждения — полная изоляция ребенка от второго родителя через похищение ребенка, его утаивание или создание ситуации, когда поддержка связи невозможна: например, вывоз ребенка в другую страну помимо воли второго родителя, принуждение прекратить общение через угрозы, шантаж и подобное.

— В результате ребенок принимает предлагаемую ему интерпретацию фигуры отчуждаемого родителя и начинает демонстрировать неадекватное, часто крайне тревожное, ненавидящее и избегающее отношение к нему.

Как узнать PAS синдром? *

1. В семье разворачивается «кампания очернения»: семейная история «переписана» для ребенка, создана целая «мифология», выстроенная вокруг идеи, что отчужденный родитель – плохой, опасный, злонамеренный.

2. Враждебность ребенка к отчужденному родителю, как и его страхи, не имеют под собой оснований: ребенок не может объяснить, почему плох или опасен этот родитель, либо приводит слабые, непропорциональные причины.

3. Ребенок неравнозначно, неравновесно воспринимает родителей: отчужденный родитель плох во всем без исключения, тогда как родитель, который отчуждает, хорош во всем без исключения.

4. Феномен «независимо мыслящего»: ребенок уверен, что отношение к отчуждаемому родителю – это его собственные идеи, и нет никакого внушения.

5. Ребенок агрессивно поддерживает родителя, который отчуждает, в конфликтах: ребенок уверен, что отчужденный родитель абсолютно виноват в конфликте, даже если это утверждение противоречит реальности и фактам.

6. Ребенок не чувствует вину за ненависть и агрессию в адрес отчуждаемого родителя.

7. Феномен заимствованных сценариев: в мнениях ребенка проявляются «чужие» суждениях, термины, не соответствующие возрасту, значения которых сам ребенок может даже не понимать.

8. Ребенок распространяет враждебность на других членов семьи: родственники и близкие, ассоциируемые с отчужденным родителем, с которыми раньше были хорошие отношения, теперь тоже воспринимаются враждебно.

* Симптомы по доктору Ричарду Гарднеру.