Клинико-психологическая оценка негативного отношения ребенка к отдельно проживающему родителю в судебных спорах о воспитании

Харитонова Н.К., Русаковская О.А.

При разрешении споров о порядке осуществления родительских прав родителями, проживающими раздельно, суд должен, наряду с другими обстоятельствами, учитывать привязанность ребенка к каждому из родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком.
Статья посвящена клинико- психологическому анализу негативного отношения ребенка к одному из родителей в ситуации развода, сопровождающегося судебным спором о воспитании.

При комплексном психолого-психиатрическом исследовании 76 детей выделены четыре группы: с негативным (40,8%), конфликтным (18,4%), позитивным (27,6%) и недифференцированным (13,2%) отношением к отдельно проживающему родителю.

Показано, что негативное и конфликтное отношение к отдельно проживающему родителю чаще формируется у детей младшего школьного и подросткового возраста в семьях с высоким и максимальным уровнем конфликта.

Выделены ведущие механизмы формирования негативного и конфликтного отношения: опыт негативного взаимодействия с родителем, психологическое индуцирование, вовлечение в родительский конфликт с фиксацией негативного отношения к одному из родителей – которые должны учитываться при решении вопроса о способности ребенка к принятию самостоятельного решения о месте проживания и о порядке общения с отдельно проживающим родителем.

Делается важный вывод о том, что ПРИ НЕГАТИВНОМ ОТНОШЕНИИ К ОДНОМУ ИЗ РОДИТЕЛЕЙ, СФОРМИРОВАВШЕМСЯ ВСЛЕДСТВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНДУЦИРОВАНИЯ и вовлечения в родительский конфликт, ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА РЕБЕНКА В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО ЖЕЛАНИЕМ МОЖЕТ НЕ ОТВЕЧАТЬ ЕГО ИСТИННЫМ ИНТЕРЕСАМ.

Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, Москва, Россия