Последствия оставления ребенка с родителем-индуктором

Результаты анализа решений судов об определении места жительства ребенка показывают, что дети остаются в 90% случаев проживать с матерями, независимо от наличия у таких детей синдрома отвержения родителя. Как указывает адвокат Евгений Тарасов в «Новой адвокатской газете» №17/2015 (202) в статье «МОЖНО ЛИ ДОВЕРИТЬ РЕБЕНКА ОТЦУ?» «Сложность как раз представляют случаи, когда ребенок хочет жить с мамой, но факты указывают на негативное воздействие матери, развитие синдрома отвержения родителя (Parental Alienation Syndrome, PAS) по отношению к отцу.
Российский закон не имеет эффективного инструмента для защиты ребенка и пострадавшего родителя в такой ситуации».

Т.е. ребенок в такой ситуации оказывается в тотальной власти родителя-индуктора, который продолжает оказывать на его психику негативное влияние, остановить которое может только принудительная изоляция ребенка от такого родителя, имеющего выраженные личностные расстройства. Что же происходит в этом случае с ребенком?
Амбивалетное мнение о подобной ситуации высказывают сотрудники ГНЦСП им. В.П.Сербского, Харитонова Н.К.и Русаковская О.А. в статье «Клинико-психологическая оценка негативного отношения ребенка к отдельно проживающему родителю в судебных спорах о воспитании» («Психологические исследования», 2011 № 2(16)):
«Ситуацию, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, с клинико-психологической точки зрения следует рассматривать как аномальную и создающую значительный риск нарушений психического развития ребенка.
В связи с этим оставление ребенка, в соответствии с его желанием, с родителем-индуктором может противоречить его истинным интересам. В то же время передача ребенка на воспитание родителю, которого он на данный момент отвергает, может оказать серьезное психотравмирующее воздействие. В настоящее время в рамках экспертизы спрогнозировать вероятность и степень ухудшения психического состояния ребенка при передаче его на воспитание вопреки его желанию отвергаемому родителю не представляется возможным».

Т.е. с одной стороны, оставление ребенка родителю-индуктору приводит к нарушениям психического развития ребенка, индуцированию психопатических расстройств и нарушенному восприятию реальности, а с другой стороны, эксперты не могут дать заключение о необходимости передачи ребенка отвергаемому родителю. В шахматах такая ситуация называется патовой.

А вот что пишет о подобном сценарии воспитания ребенка родителем-индуктором в одной из последних своих статей в Американском журнале семейной терапии 30 (3): 191-202 (2002), «DENIAL OF THE PARENTAL ALIENATION SYNDROME ALSO HARMS WOMEN» доктор Ричард Гарднер:
«Отрицание наличия у ребенка PAS (Parental alienation syndrome) в раннем периоде приводит к тому, что многие дети живут в основном с их программирующими матерями, в результате чего они становятся навсегда отчужденными от любящих отцов. Поэтому они будут лишены всех преимуществ воспитания, которые могли бы привнести их отцы. Нет никаких сомнений в том, что последующие исследования этих детей выявят значимые психопатологические последствия этого травматического опыта.

Нельзя расти и быть здоровым человеком, если на протяжении всего детства тебя учили, что ранее любящий и преданный отец был в действительности отвратительным и порочным. Это неизбежно повлияет на все отношения с другими мужчинами – супругами, друзьями, учителями, работодателями и т.д.. На более поздней стадии, когда мужчины становятся все более частыми индукторами, у нас будет подобная группа детей, растущих, полагая, что их ранее любящие матери были мерзкими, отвратительными и вредными. Точно так же нельзя стать здоровым человеком, полагающим, что первичная материнская фигура была и остается презренным и отвратительным человеком. Такое искажение реальности не может не повлиять на будущие отношения с другими женщинами – супругами, учителями, работодателями, друзьями и т.д.».

«То, чего я не ожидал, это высокая скорость полного разрушения отношений и огромное горе, которое испытывают отчужденные родители».

Негативные последствия для детей их проживания с родителем-индуктором: «Ребенок, втянутый в разводный конфликт родителей, может проявлять различные страхи, невротические проблемы или расстройства поведения, такие как гиперактивность или агрессия. Синдром родительского отчуждения проявляется также в виде различных соматических симптомов, например, болей в животе, головокружения, астмы, нарушения сна или проблем с обменом веществ.

Дети с синдромом отчуждения родителей имеют также заниженную самооценку, не верят в свои возможности, легко подвергаются внушению родителей, с которыми живут. Отношения с отвергнутым родителем часто подвергаются необратимому разрушению. Потребность в любви со стороны отвергнутого родителя не будет удовлетворена. Иногда случается так, что такие дети во взрослой жизни рвут контакты с родителем, с которым жили – провокатором и виновником синдрома родительского отчуждения.

Синдром отчуждения ребенка может привести к трудностям в установлении близких и интимных отношений. Могут появиться расстройства личности, депрессия, тревожное состояние, сексуальные расстройства, фобии, податливость на вхождение в различные вредные привычки, пограничные расстройства личности, а также трудности в развитии самостоятельности».

Все это нарушает психику еще не сформировавшейся личности. Последствия бывают самые тяжелые, вплоть до психических расстройств, антисоциального поведения, суицида и болезней.

Ситуация в целом отражается на дальнейшей жизни ребенка. Она может усугубляться в подростковом возрасте, когда начинается переходный период. Она может продолжаться и у уже взрослого человека, влияя на его взаимоотношения с людьми и способ построения собственной семьи.

Возможные последствия:
Появляются страхи.
Развиваются расстройства поведения, невротический синдром.
Соматические проявления: боли в сердце, животе, головные боли, головокружения, близорукость, астма, бессонница.
Заниженная самооценка.
Трудности в развитии самостоятельности, что влияет на адаптацию и социализацию.
Ребенок легко подвергается внушению со стороны значимого родителя и его родственников.
Нарушаются отношения с отвергнутым родителем, восстановить которые бывает достаточно сложно, а в некоторых случаях невозможно.
Посторонним людям легко манипулировать сознанием и поведением такого ребенка.
Трудности в установлении семейных и интимных отношений уже во взрослом возрасте.
Пограничные расстройства личности.

C взрослением происходит переоценка ценностей и изменение мировоззрения, но очень часто подростки с синдромом отчуждения вносят в свою взрослую жизнь груз детского одиночества и неудовлетворенности миром. Многие из них, чьи теплые, семейные отношения с родителями так и не сложились, рвут связь с родителями, но все также продолжают винить родителей в своих последующих проблемах и неудачах. Многие из них перенесут уже в свои семьи кальку прошлых взаимоотношений с родителями и будут копировать их поведение по отношению к своим детям.

Человек, которого не научили любить в детстве, вряд ли когда-то сможет этому научиться во взрослом возрасте.